Последние новости
Доступен для просмотра новый официальный видеоклип на песню "Hell Funeral". Желаем приятного...
Музыканты из Grave Digger опубликовали в сети треклист своего нового альбома, который получил...
Ближайшие концерты
  • 19 сентября 2014 - Athens - Kyttaro Live - Греция
  • 20 сентября 2014 - Thessaloniki - Eightball - Греция
  • 21 сентября 2014 - Sofia - Mixtape5 - Болгария
  • 6 ноября 2014 - Saarbrücken - Garage - Германия
  • 7 ноября 2014 - München - Backstage - Германия
  • 8 ноября 2014 - Andernach - Live Club - Германия
  • 20 ноября 2014 - Frankfurt - Batschkapp - Германия

Интервью с Крисом Болтендалем (2003)

Рихард Вагнер, великий немецкий композитор, автор монументального труда «Кольцо Нибелунгов», видимо, не до конца понимал, что творит и как всё это отразится на последующих поколениях. Его тетралогия (оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов») до сих пор остаётся единственным в своём роде музыкальным произведением, и в этом нет ничего необычного. Премьера «Кольца», состоявшаяся на фестивале «Фестшпильхаус» в 1876 году, буквально ошеломила публику - действо, общей продолжительностью около 15-ти часов, вызвало неоднозначную реак­цию. Одни называли Вагнера богочело­веком, другие недовольно хмурили брови. Например, Чайковский после премьеры заметил, что постановка «на редкость утомительна, скучна и не­оправданно растянута». Зато Вагнер был понят нацистами во главе с Гитлером, объявивший музыку композитора народным достоянием...

 

«Кольцо Нибелунгов» и по сей день служит источником вдохновения для многих художников, поэтов и музы­кантов. Среди них оказались и немцы из Grave Digger, выпустившие букваль­но только что свой новый альбом Rheingold (Золото Рейна), в основу которого легла история, рассказанная в «Кольце». История о том, как страшный карлик Альберих из племени Нибелунгов (жителей недр земли, всю жизнь занятых поиском скрытых сокровищ, изготовлением оружия и литьём укра­шений) отрёкся от любви и овладел золотом Рейна. Из этого золота он из­готавливает Кольцо, с помощью кото­рого намеревается поработить все на­роды, включая богов. Сюжет какой-то знакомый, не правда ли?.. Вот и Толкиен всегда очень сильно злился, когда ему указывали на это сходство. Однако продолжим. Кольцо изготовлено, и несёт оно в мир зло и несчастье... На этом я прекращаю свое повествование, поскольку этого вполне достаточно для того, чтобы понять, о чём пойдёт речь ниже, а пересказать весь сюжет в деталях не наша задача. Это лучше поручить группе Grave Digger - настоящим профессионалам сво­его дела. Ведь у Болтендаля и Ко уже есть некоторый опыт на данной ниве. Ещё когда прошла первая инфор­мация о том, что будет собой представлять новое тво­рение «гробокопателей», стало ясно, что нас ожидает нечто любопытное. А об умении этих парней интересно рассказывать истории мы с вами знакомы не понаслышке. Поэтому и было решено обратиться по телефону с вопросами прямо к лидеру группы Крису Болтендалю...

 

- В начале года вы отыграли концерт в Москве. Какие впечатления остались?

 

«Когда мы были в Москве, меня буквально переполняли эмоции и энтузиазм. Нас также приятно поразила та встреча, которую нам оказали русские фэны. Публика была просто великолепной! А если говорить о концерте, то я считаю, что для такого количества пришедших площадка была несколько великовата. А вот атмосфера была отменной! Поэтому мы хотим приехать к вам с концертами ещё раз и как можно скорее. Вот какие у меня впечатления».

 

- Помнится, в самом конце выступления возникли некоторые проблемы со звуком. То ли кто-то из особо бурно радующихся фэнов выбежал на сцену и задел ногой провод гитары Манни, то ли что-то ещё... Что же стряслось?

 

- «Да, было такое. Это случилось во время исполнения «Heavy Metal Breakdown». Но я не знаю, что произошло. Думаю, никто не знает, что произошло. Как мне кажется, у нас полетел усилок. И это случилось как раз в самом конце концерта».

 

- И часто у вас на сцене творится подобное? Или нам посчастливилось стать очевидцами чего-то действи­тельно редкого?

 

«Нет, подобное - большая редкость на наших концер­тах. А в данном случае даже не ясно, в чём заключалась проблема. Думаю, этот вопрос следует переадресовать Манни, хе-хе».

 

- Это точно. Но говорю-то я с тобой, а ты вроде как в тот момент находился на сцене... Кстати, поговаривали, что по возвращении домой у Манни возникли какие-то проблемы со здоровьем. Что случилось?

 

«Да, он очень сильно приболел после того концерта. Нам даже пришлось отменить несколько ранее запла­нированных выступлений. Но думаю, всё дело в стрессе. Просто его жена была готова вот-вот родить, поэтому Манни был на взводе. Он был настоящим маг­нитом для любой болезни».

 

- И как? Теперь его можно поздравить?

 

«Да. Конечно. Его жена родила в феврале».

 

- Передавай наши поздравления! Следующий вопрос тоже некоторым образом связан с московским концертом: удалось ли тебе хоть краем уха услышать группу, которая играла перед вами? Ведь в тот момент была пресс-конференция, а потом вы давали интер­вью... И вообще, слышал ли ты что-нибудь из русской тяжёлой музыки?

 

«Нет, мне так и не удалось заценить музыку разогре­вающего состава. И думаю, я вообще не слышал ни одного альбома русской группы, играющей металл. Хотя нет... Было несколько дисков группы Ария. Мне прислал их один русский, который хотел, чтобы эта команда сопровождала нас в качестве разогрева в одном из наших последних турне. Но музыка вашей Арии уж очень сильно напомнила мне Iron Maiden, только с лирикой на русском».

 

- Это больная тема. Не будем её развивать... Промоутер, занимавшийся организацией московского кон­церта, заявлял, что выступление будет записываться для последующего издания на DVD. Но этого так и не случилось. (Как несложно вспомнить, организатором шоу являлись GOST Music - прим. KIDd). Возможно, из-за смены концертной площадки... я не знаю. Может, ты прояснишь нам ситуацию?

 

«Я отменил запись этого концерта и вот почему... Го­норар, который мы получили бы за это выступление, равнялся стоимости записи этого концерта. И так как я опасался, что промоутер не оплатит нам выступление, то решил отменить за­пись. Также большую роль в этом сыграла смена площадки. Ведь изначально концерт планировался в ДК «Горбунова» (произносит на свой лад - прим. KIDd), а как мне кажется, эта площадка по многим параметрам выигрывает у той, на которой мы в итоге выступили».

 

- А идею с выпуском DVD вы окончательно забросили или всё же запишите какой-нибудь концерт в будущем?

 

«Да, мы планируем записать специальный концерт, который состоится в 2005-ом году. Мы собираемся от­праздновать 25-годовщину создания Grave Digger и выпустить DVD-диск, приуроченный к этому событию. Посмотрим, что нас ждет в будущем».

 

- Как я полагаю, этот концерт вы планируете отыграть в Германии?

 

«Определённо».

 

- И как заведено в таких случаях, пригласите другие группы, устроите джэм?

 

«Не знаю... Посмотрим, кого нам удастся вытащить на этот концерт».

 

- Поговорим о новом релизе Grave Digger. Это полно­форматный альбом, получивший название «Rheingold». Кроме всего прочего, для Манни это был второй аль­бом Grave Digger. Если сравнивать работу над «The Grave Digger» и «Rheingold», то какие основные отличия ты бы мог отметить?

 

«Когда мы начинали работать над альбомом «The Grave Digger», то ещё довольно плохо знали друг друга, по­этому в процессе сочинения песен и записи возникали некоторые проблемы. В этот раз таких проблем не было, поскольку мы достигли полного взаимопони­мания. Мы знаем, кто в каком стиле играет и тому подобные вещи, поэтому нам удалось подготовить очень сильный материал».

 

- Я слышал об относительно фантастических скоро­стях записи альбомов Grave Digger. Сколько времени вам понадобилось для записи «Rheingold»?

 

«На запись всего альбома ушло две недели. И около недели нам потребовалось для сведения. Намного больше времени занял процесс написания лирики»

 

- И сомнений в этом быть просто не может! А кто автор музыки?

 

«Всю музыку написали Манни, Йенс, X. П. Катценбург (наш клавишник) и я. Я также написал всю лирику».

 

- Кроме того выступил в качестве продюсера аль­бома...

 

«Вместе с двумя парнями из Principal Studios».

 

- «Rheingold» - концептуальный альбом. Можно ли сказать. что написание концептуальных альбомов стало некой торговой маркой Grave Digger, наподобие сказок King Diamonds?

 

«Я считаю, что написание концептуальных альбомов - это очень хорошая традиция Grave Digger. У нас уже были концептуальные альбомы ранее - настоящая трилогия. Предыдущий диск не был концептуальным, потому что нам требовался перерыв, мы очень сильно устали после трёх концептуальных пластинок подряд и нам требовался отдых. Нам было бы скучно и не­интересно делать очередной концептуальный альбом, а, как мне кажется, публике вовсе не нужны неинтересные концептуальные альбомы. Поэтому свет и увидел диск «The Grave Digger». А сейчас мы собра­лись с силами, воз­дух вновь наполнен магией, и мы ре­шились на напи­сание нового кон­цептуального аль­бома. А то, что мы запишем после сле­дующих двух дис­ков... будет видно».

 

- Значит, альбомом «Rheingold» вы от­крываете новую трилогию?

 

«Совершенно вер­но».

 

- А я что-то слышал про то, что новый альбом тематически будет связан с Биб­лией. Почему в ре­зультате не сложи­лось?

 

«Суди сам Опера «Кольцо Нибелунгов», по мотивам которой написана вся лирика, состоит из четырех частей. А для того, чтобы раскрыть сюжет Библии, нам по­надобилось бы дисков десять! Не знаю, мо­жет быть, в один прекрасный день мы и запишем что-нибудь по мотивам Библии, но я и сегодня могу с пол­ной уверенностью сказать, что наши следующие альбо­мы могут оказаться сюрпризом для многих фэнов».

 

- Да, но я просто даже представить себе не могу, как зазвучали бы библейские темы в трактовке Grave Dig­ger. Как музыка и тексты были бы связаны воедино...

 

«Вот и я тоже представить не могу, ха. Окей. Поживём - увидим. Но перед нами лежит диск, посвященный Саге о Нибелунгах. Что же всё-таки заставило вас обратиться к этой теме, что вас в ней привлекает?

 

«Во-первых, в этой истории есть все клише, которые только можно придумать для heavy metal. Я имею в виду любовь, ненависть, волшебные мечи, драконы, герои и всё в том же духе. Всё то, что так необходимо хорошей пластинке в стиле heavy metal. Всё это идеально подходит к музыке, которую мы исполняем».

 

- Рассматривали ли вы что-нибудь другое помимо библейской темы? Может, задумывались о других историях, сюжетах, которые, возможно, отложены «на потом»?

 

«Нет. С момента выхода «Rheingold» прошла всего лишь неделя. Далее мы выступим на нескольких фестивалях, проедемся в октябре с коротким туром по Бразилии. А уж потом начнём задумываться над тем, что будет дальше. Сейчас у нас выходные, мы работаем на наших обычных работах. Я думаю, настанет нужный момент, и мы поймём, в каком направлении нам следует дви­гаться дальше».

 

- Можешь ли ты сравнить героев саги с чем-нибудь или кем-нибудь из современного мира?

 

«Для этого надо просто ознакомиться с лирикой, кото­рую я написал для альбома. Это о-о-очень длинная история и пересказывать её нет смысла, как ты счи­таешь?»

 

- Безусловно. Но я имею в виду нечто другое. Вспомним основной сюжет самой оперы и попробуем провести параллели с современной политической ситуацией в мире. В роли карлика Альбериха, похища­ющего золото Рейна, можно представить США и другие развитые страны, которые стремятся присвоить при­родные ресурсы планеты, и в первую очередь нефть. Нибелунгами могут стать страны третьего мира, «де­шёвая рабочая сила». После того, как Кольцо изго­товлено, разворачивается борьба за его обладание - борьба за власть (финансы, информация и т.п.). В ре­зультате это может привести к раздору среди развитых стран и началу третьей мировой войны. Конечно, не­много накручено, но, как ты считаешь, может, стоит относиться к опере Вагнера как к предсказанию?

 

 «Полностью с тобой согласен. Историю про Нибепунгов можно сопоставить с тем, что происходит в современ­ном мире, потому что смысл этой саги состоит в том, что именно люди ответственны за всё происходящее вокруг. Они не могут уважать друг друга, им не хватает терпимости, с каждым разом им нужно всё больше и больше. Особенно, если речь идёт о деньгах. Сагу о Нибелунгах можно сравнить с любой современной ситуацией в мире. С од­ной стороны, это, ко­нечно же, очень старая история, но с другой стороны, она актуальна как никогда».

 

- Значит, получается, концепция нового альбома не только историческая, но в некотором роде и современная?

 

«Именно так. Но, к со­жалению, ты пока единственный, кто это заметил»

 

- Судить не берусь... Мы уже упомянули оперу Вагнера. Ис­пользовали ли вы ка­кие-нибудь музы­кальные темы оперы на своём альбоме?

 

«Да. Мы использо­вали в некоторых песнях музыкальные темы, написанные Вагнером. Но мы сыграли их в нес­колько ином ключе. В самом начале мы использовали те­му «Золото Рей­на». Потом у нас были темы из «Валькирии» в «Maidens Of War» и «Sword», так же вы сможете ус­лышать тему из «Зигфрида».

 

- Почему вы решили пойти на такой шаг?

 

«Потому что мы большие пок­лонники твор­чества Вагнера, и именно его музыка вдох­новила нас на написание это­го альбома. Вот мы и решили использовать некоторые му­зыкальные те­мы оперы. Но мы делали именно хэви-металлический альбом, а не симфонический. Думаю, это ясно».

 

- И как резюме: на что мы можем надеяться, при­обретая этот альбом? Что вы нам приготовили на этот раз?

 

«Настоящий металлический альбом с некоторыми элементами классики, позволившие альбому при­обрести необходимую атмосферу»

 

- Было ли что-нибудь такое, что вам так и не удалось реализовать? То, что вы планировали сделать, но по тем или иным причинам, вам этого так и не удалось?

 

«Нет, такого не было. Я полностью удовлетворён полученным результатом. Всё сбалансировано идеаль­но. Нам удалось найти ту золотую середину, когда heavy metal и музыка Вагнера идеально дополняют друг друга».

 

- В вашей студии также побывал Das Letzte Einhorn, вокалист In Extreme. Какой вклад он сделал в новый альбом?

 

«В этом нет ничего особенного. Просто мы записыва­лись в той же студии, что и In Extremo. Поэтому до­вольно часто виделись с музыкантами этой группы, и однажды поинтересовались у Единорога, не хочет ли он исполнить партии бэк-вокала на одной из песен для нашего нового альбома. Он согласился. Вот и все. Ничего необычного»

 

- Просто друг оказал помощь другу, да?

 

«Точно».

 

- Были ли еще какие-нибудь приглашённые музыкан­ты?

 

«Нет».

- Поговорим об оформлении альбома, которое играет очень большую роль, особенно в том случае, когда речь идёт о концептуальном альбоме. Необычность обложи «Rheingold» заключается в том, что это не «картинка с сюжетом», а картинка, разбитая на несколько состав­ных частей. Почему вы решили остановиться именно на таком варианте? Ведь такое разнообразие может только помешать восприятию.

 

«На обложке мы хотели отразить основные темати­ческие линии «Rheingold», вот и всё. Главные герои ска­за плюс Риппер, который и ведёт повествование».

 

- Я давно слышу о том, что готовится ваша биография. По идее, она должна уже быть в свободной продаже?

 

«Не совсем. Пока она вышла только ограниченным тиражом».

 

- Ты писал её в одиночку или же есть соавтор?

 

«Соавтор есть. Этот человек пишет для немецкого Metal Hammer»a. Кроме того, нам помогал один мой друг».

 

- И сколько времени понадобилось для того, чтобы написать такой труд?

 

«На всё про всё ушёл один год».

 

- Как обстоит дело с переводом на английский язык?

 

«Мы работаем над этим. Осталось только найти изда­тельство и завершить работу по переводу. Тогда у всех, для кого английский язык является более «понятным», появится возможность прочитать нашу биографию».

 

- Вы наверняка уже получили какие-то отзывы. Что говорят люди?

 

«Говорят, что книга им понравилась. Понимаешь, это не история, до отказа набитая скандалами и сенсациями. Это рассказ о жизни, написанный от чистого сердца. Я считаю, что нам удалось написать очень честную книгу».

 

- Группа Grave Digger является участником Blind Guardian Fest (который впервые в этом году посетят Sonata Arctica). Как ты отно­сишься к идее проведения группой фестиваля имени себя с кучей гостей?

 

 «Великолепная идея!»

 

- А как, по-твоему, выгля­дел бы фестиваль Grave Digger Fest. если б таковой имел место?

 

«Нет. Нет. Мы не так попу­лярны, как Blind Guardian, чтобы проводить подобные фестивали. Я никогда даже не задумывался над этим».

 

- Клавишник группы, Ханс Петер Катценбург, пришёл в Grave Digger из джаза. Не возникало ли у него проб­лем с видением и понима­нием нового для него стиля музыки?

 

«Нет, никаких проблем не возникло. Он очень хороший музыкант. И всегда в точ­ности делал то, что мы хо­тели. А со временем он от­лично вписался в группу! И это очень важно, поскольку теперь он может чувствовать и такой стиль как heavy metal. Он не человек от heavy metal, но он может играть в этом стиле».

 

- Смеем ли мы надеяться, что когда-нибудь он снимет свою маску и предстанет перед публикой не в качестве Риппера, а в качестве самого себя?

 

«Не знаю, об этом я тоже никогда не задумывался. Но уверен, что многие видели его без маски во время ав­тограф-сессии, которая состоялась незадолго до начала нашего концерта в Москве».

 

- Какие слова ты передашь нашим читателям в заклю­чение этого интервью?

 

«Надеюсь, нам вскоре удастся ещё раз выступить в России. Но а этот раз уже с двумя или тремя кон­цертами. Также надеюсь, что Rheingold» придётся вам по душе, и его прослушивание не станет для вас пустой тратой времени».

 

Алексей «KIDd» КУЗОВЛЕВ.2003год