Последние новости
Ближайшие концерты
Интервью с Крисом Болтендалем (2003)
Рихард Вагнер, великий немецкий композитор, автор монументального труда «Кольцо Нибелунгов», видимо, не до конца понимал, что творит и как всё это отразится на последующих поколениях. Его тетралогия (оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов») до сих пор остаётся единственным в своём роде музыкальным произведением, и в этом нет ничего необычного. Премьера «Кольца», состоявшаяся на фестивале «Фестшпильхаус» в 1876 году, буквально ошеломила публику - действо, общей продолжительностью около 15-ти часов, вызвало неоднозначную реакцию. Одни называли Вагнера богочеловеком, другие недовольно хмурили брови. Например, Чайковский после премьеры заметил, что постановка «на редкость утомительна, скучна и неоправданно растянута». Зато Вагнер был понят нацистами во главе с Гитлером, объявивший музыку композитора народным достоянием...
«Кольцо Нибелунгов» и по сей день служит источником вдохновения для многих художников, поэтов и музыкантов. Среди них оказались и немцы из Grave Digger, выпустившие буквально только что свой новый альбом Rheingold (Золото Рейна), в основу которого легла история, рассказанная в «Кольце». История о том, как страшный карлик Альберих из племени Нибелунгов (жителей недр земли, всю жизнь занятых поиском скрытых сокровищ, изготовлением оружия и литьём украшений) отрёкся от любви и овладел золотом Рейна. Из этого золота он изготавливает Кольцо, с помощью которого намеревается поработить все народы, включая богов. Сюжет какой-то знакомый, не правда ли?.. Вот и Толкиен всегда очень сильно злился, когда ему указывали на это сходство. Однако продолжим. Кольцо изготовлено, и несёт оно в мир зло и несчастье... На этом я прекращаю свое повествование, поскольку этого вполне достаточно для того, чтобы понять, о чём пойдёт речь ниже, а пересказать весь сюжет в деталях не наша задача. Это лучше поручить группе Grave Digger - настоящим профессионалам своего дела. Ведь у Болтендаля и Ко уже есть некоторый опыт на данной ниве. Ещё когда прошла первая информация о том, что будет собой представлять новое творение «гробокопателей», стало ясно, что нас ожидает нечто любопытное. А об умении этих парней интересно рассказывать истории мы с вами знакомы не понаслышке. Поэтому и было решено обратиться по телефону с вопросами прямо к лидеру группы Крису Болтендалю...
- В начале года вы отыграли концерт в Москве. Какие впечатления остались?
«Когда мы были в Москве, меня буквально переполняли эмоции и энтузиазм. Нас также приятно поразила та встреча, которую нам оказали русские фэны. Публика была просто великолепной! А если говорить о концерте, то я считаю, что для такого количества пришедших площадка была несколько великовата. А вот атмосфера была отменной! Поэтому мы хотим приехать к вам с концертами ещё раз и как можно скорее. Вот какие у меня впечатления».
- Помнится, в самом конце выступления возникли некоторые проблемы со звуком. То ли кто-то из особо бурно радующихся фэнов выбежал на сцену и задел ногой провод гитары Манни, то ли что-то ещё... Что же стряслось?
- «Да, было такое. Это случилось во время исполнения «Heavy Metal Breakdown». Но я не знаю, что произошло. Думаю, никто не знает, что произошло. Как мне кажется, у нас полетел усилок. И это случилось как раз в самом конце концерта».
- И часто у вас на сцене творится подобное? Или нам посчастливилось стать очевидцами чего-то действительно редкого?
«Нет, подобное - большая редкость на наших концертах. А в данном случае даже не ясно, в чём заключалась проблема. Думаю, этот вопрос следует переадресовать Манни, хе-хе».
- Это точно. Но говорю-то я с тобой, а ты вроде как в тот момент находился на сцене... Кстати, поговаривали, что по возвращении домой у Манни возникли какие-то проблемы со здоровьем. Что случилось?
«Да, он очень сильно приболел после того концерта. Нам даже пришлось отменить несколько ранее запланированных выступлений. Но думаю, всё дело в стрессе. Просто его жена была готова вот-вот родить, поэтому Манни был на взводе. Он был настоящим магнитом для любой болезни».
- И как? Теперь его можно поздравить?
«Да. Конечно. Его жена родила в феврале».
- Передавай наши поздравления! Следующий вопрос тоже некоторым образом связан с московским концертом: удалось ли тебе хоть краем уха услышать группу, которая играла перед вами? Ведь в тот момент была пресс-конференция, а потом вы давали интервью... И вообще, слышал ли ты что-нибудь из русской тяжёлой музыки?
«Нет, мне так и не удалось заценить музыку разогревающего состава. И думаю, я вообще не слышал ни одного альбома русской группы, играющей металл. Хотя нет... Было несколько дисков группы Ария. Мне прислал их один русский, который хотел, чтобы эта команда сопровождала нас в качестве разогрева в одном из наших последних турне. Но музыка вашей Арии уж очень сильно напомнила мне Iron Maiden, только с лирикой на русском».
- Это больная тема. Не будем её развивать... Промоутер, занимавшийся организацией московского концерта, заявлял, что выступление будет записываться для последующего издания на DVD. Но этого так и не случилось. (Как несложно вспомнить, организатором шоу являлись GOST Music - прим. KIDd). Возможно, из-за смены концертной площадки... я не знаю. Может, ты прояснишь нам ситуацию?
«Я отменил запись этого концерта и вот почему... Гонорар, который мы получили бы за это выступление, равнялся стоимости записи этого концерта. И так как я опасался, что промоутер не оплатит нам выступление, то решил отменить запись. Также большую роль в этом сыграла смена площадки. Ведь изначально концерт планировался в ДК «Горбунова» (произносит на свой лад - прим. KIDd), а как мне кажется, эта площадка по многим параметрам выигрывает у той, на которой мы в итоге выступили».
- А идею с выпуском DVD вы окончательно забросили или всё же запишите какой-нибудь концерт в будущем?
«Да, мы планируем записать специальный концерт, который состоится в 2005-ом году. Мы собираемся отпраздновать 25-годовщину создания Grave Digger и выпустить DVD-диск, приуроченный к этому событию. Посмотрим, что нас ждет в будущем».
- Как я полагаю, этот концерт вы планируете отыграть в Германии?
«Определённо».
- И как заведено в таких случаях, пригласите другие группы, устроите джэм?
«Не знаю... Посмотрим, кого нам удастся вытащить на этот концерт».
- Поговорим о новом релизе Grave Digger. Это полноформатный альбом, получивший название «Rheingold». Кроме всего прочего, для Манни это был второй альбом Grave Digger. Если сравнивать работу над «The Grave Digger» и «Rheingold», то какие основные отличия ты бы мог отметить?
«Когда мы начинали работать над альбомом «The Grave Digger», то ещё довольно плохо знали друг друга, поэтому в процессе сочинения песен и записи возникали некоторые проблемы. В этот раз таких проблем не было, поскольку мы достигли полного взаимопонимания. Мы знаем, кто в каком стиле играет и тому подобные вещи, поэтому нам удалось подготовить очень сильный материал».
- Я слышал об относительно фантастических скоростях записи альбомов Grave Digger. Сколько времени вам понадобилось для записи «Rheingold»?
«На запись всего альбома ушло две недели. И около недели нам потребовалось для сведения. Намного больше времени занял процесс написания лирики»
- И сомнений в этом быть просто не может! А кто автор музыки?
«Всю музыку написали Манни, Йенс, X. П. Катценбург (наш клавишник) и я. Я также написал всю лирику».
- Кроме того выступил в качестве продюсера альбома...
«Вместе с двумя парнями из Principal Studios».
- «Rheingold» - концептуальный альбом. Можно ли сказать. что написание концептуальных альбомов стало некой торговой маркой Grave Digger, наподобие сказок King Diamonds?
«Я считаю, что написание концептуальных альбомов - это очень хорошая традиция Grave Digger. У нас уже были концептуальные альбомы ранее - настоящая трилогия. Предыдущий диск не был концептуальным, потому что нам требовался перерыв, мы очень сильно устали после трёх концептуальных пластинок подряд и нам требовался отдых. Нам было бы скучно и неинтересно делать очередной концептуальный альбом, а, как мне кажется, публике вовсе не нужны неинтересные концептуальные альбомы. Поэтому свет и увидел диск «The Grave Digger». А сейчас мы собрались с силами, воздух вновь наполнен магией, и мы решились на написание нового концептуального альбома. А то, что мы запишем после следующих двух дисков... будет видно».
- Значит, альбомом «Rheingold» вы открываете новую трилогию?
«Совершенно верно».
- А я что-то слышал про то, что новый альбом тематически будет связан с Библией. Почему в результате не сложилось?
«Суди сам Опера «Кольцо Нибелунгов», по мотивам которой написана вся лирика, состоит из четырех частей. А для того, чтобы раскрыть сюжет Библии, нам понадобилось бы дисков десять! Не знаю, может быть, в один прекрасный день мы и запишем что-нибудь по мотивам Библии, но я и сегодня могу с полной уверенностью сказать, что наши следующие альбомы могут оказаться сюрпризом для многих фэнов».
- Да, но я просто даже представить себе не могу, как зазвучали бы библейские темы в трактовке Grave Digger. Как музыка и тексты были бы связаны воедино...
«Вот и я тоже представить не могу, ха. Окей. Поживём - увидим. Но перед нами лежит диск, посвященный Саге о Нибелунгах. Что же всё-таки заставило вас обратиться к этой теме, что вас в ней привлекает?
«Во-первых, в этой истории есть все клише, которые только можно придумать для heavy metal. Я имею в виду любовь, ненависть, волшебные мечи, драконы, герои и всё в том же духе. Всё то, что так необходимо хорошей пластинке в стиле heavy metal. Всё это идеально подходит к музыке, которую мы исполняем».
- Рассматривали ли вы что-нибудь другое помимо библейской темы? Может, задумывались о других историях, сюжетах, которые, возможно, отложены «на потом»?
«Нет. С момента выхода «Rheingold» прошла всего лишь неделя. Далее мы выступим на нескольких фестивалях, проедемся в октябре с коротким туром по Бразилии. А уж потом начнём задумываться над тем, что будет дальше. Сейчас у нас выходные, мы работаем на наших обычных работах. Я думаю, настанет нужный момент, и мы поймём, в каком направлении нам следует двигаться дальше».
- Можешь ли ты сравнить героев саги с чем-нибудь или кем-нибудь из современного мира?
«Для этого надо просто ознакомиться с лирикой, которую я написал для альбома. Это о-о-очень длинная история и пересказывать её нет смысла, как ты считаешь?»
- Безусловно. Но я имею в виду нечто другое. Вспомним основной сюжет самой оперы и попробуем провести параллели с современной политической ситуацией в мире. В роли карлика Альбериха, похищающего золото Рейна, можно представить США и другие развитые страны, которые стремятся присвоить природные ресурсы планеты, и в первую очередь нефть. Нибелунгами могут стать страны третьего мира, «дешёвая рабочая сила». После того, как Кольцо изготовлено, разворачивается борьба за его обладание - борьба за власть (финансы, информация и т.п.). В результате это может привести к раздору среди развитых стран и началу третьей мировой войны. Конечно, немного накручено, но, как ты считаешь, может, стоит относиться к опере Вагнера как к предсказанию?
«Полностью с тобой согласен. Историю про Нибепунгов можно сопоставить с тем, что происходит в современном мире, потому что смысл этой саги состоит в том, что именно люди ответственны за всё происходящее вокруг. Они не могут уважать друг друга, им не хватает терпимости, с каждым разом им нужно всё больше и больше. Особенно, если речь идёт о деньгах. Сагу о Нибелунгах можно сравнить с любой современной ситуацией в мире. С одной стороны, это, конечно же, очень старая история, но с другой стороны, она актуальна как никогда».
- Значит, получается, концепция нового альбома не только историческая, но в некотором роде и современная?
«Именно так. Но, к сожалению, ты пока единственный, кто это заметил»
- Судить не берусь... Мы уже упомянули оперу Вагнера. Использовали ли вы какие-нибудь музыкальные темы оперы на своём альбоме?
«Да. Мы использовали в некоторых песнях музыкальные темы, написанные Вагнером. Но мы сыграли их в несколько ином ключе. В самом начале мы использовали тему «Золото Рейна». Потом у нас были темы из «Валькирии» в «Maidens Of War» и «Sword», так же вы сможете услышать тему из «Зигфрида».
- Почему вы решили пойти на такой шаг?
«Потому что мы большие поклонники творчества Вагнера, и именно его музыка вдохновила нас на написание этого альбома. Вот мы и решили использовать некоторые музыкальные темы оперы. Но мы делали именно хэви-металлический альбом, а не симфонический. Думаю, это ясно».
- И как резюме: на что мы можем надеяться, приобретая этот альбом? Что вы нам приготовили на этот раз?
«Настоящий металлический альбом с некоторыми элементами классики, позволившие альбому приобрести необходимую атмосферу»
- Было ли что-нибудь такое, что вам так и не удалось реализовать? То, что вы планировали сделать, но по тем или иным причинам, вам этого так и не удалось?
«Нет, такого не было. Я полностью удовлетворён полученным результатом. Всё сбалансировано идеально. Нам удалось найти ту золотую середину, когда heavy metal и музыка Вагнера идеально дополняют друг друга».
- В вашей студии также побывал Das Letzte Einhorn, вокалист In Extreme. Какой вклад он сделал в новый альбом?
«В этом нет ничего особенного. Просто мы записывались в той же студии, что и In Extremo. Поэтому довольно часто виделись с музыкантами этой группы, и однажды поинтересовались у Единорога, не хочет ли он исполнить партии бэк-вокала на одной из песен для нашего нового альбома. Он согласился. Вот и все. Ничего необычного»
- Просто друг оказал помощь другу, да?
«Точно».
- Были ли еще какие-нибудь приглашённые музыканты?
«Нет».
- Поговорим об оформлении альбома, которое играет очень большую роль, особенно в том случае, когда речь идёт о концептуальном альбоме. Необычность обложи «Rheingold» заключается в том, что это не «картинка с сюжетом», а картинка, разбитая на несколько составных частей. Почему вы решили остановиться именно на таком варианте? Ведь такое разнообразие может только помешать восприятию.
«На обложке мы хотели отразить основные тематические линии «Rheingold», вот и всё. Главные герои сказа плюс Риппер, который и ведёт повествование».
- Я давно слышу о том, что готовится ваша биография. По идее, она должна уже быть в свободной продаже?
«Не совсем. Пока она вышла только ограниченным тиражом».
- Ты писал её в одиночку или же есть соавтор?
«Соавтор есть. Этот человек пишет для немецкого Metal Hammer»a. Кроме того, нам помогал один мой друг».
- И сколько времени понадобилось для того, чтобы написать такой труд?
«На всё про всё ушёл один год».
- Как обстоит дело с переводом на английский язык?
«Мы работаем над этим. Осталось только найти издательство и завершить работу по переводу. Тогда у всех, для кого английский язык является более «понятным», появится возможность прочитать нашу биографию».
- Вы наверняка уже получили какие-то отзывы. Что говорят люди?
«Говорят, что книга им понравилась. Понимаешь, это не история, до отказа набитая скандалами и сенсациями. Это рассказ о жизни, написанный от чистого сердца. Я считаю, что нам удалось написать очень честную книгу».
- Группа Grave Digger является участником Blind Guardian Fest (который впервые в этом году посетят Sonata Arctica). Как ты относишься к идее проведения группой фестиваля имени себя с кучей гостей?
«Великолепная идея!»
- А как, по-твоему, выглядел бы фестиваль Grave Digger Fest. если б таковой имел место?
«Нет. Нет. Мы не так популярны, как Blind Guardian, чтобы проводить подобные фестивали. Я никогда даже не задумывался над этим».
- Клавишник группы, Ханс Петер Катценбург, пришёл в Grave Digger из джаза. Не возникало ли у него проблем с видением и пониманием нового для него стиля музыки?
«Нет, никаких проблем не возникло. Он очень хороший музыкант. И всегда в точности делал то, что мы хотели. А со временем он отлично вписался в группу! И это очень важно, поскольку теперь он может чувствовать и такой стиль как heavy metal. Он не человек от heavy metal, но он может играть в этом стиле».
- Смеем ли мы надеяться, что когда-нибудь он снимет свою маску и предстанет перед публикой не в качестве Риппера, а в качестве самого себя?
«Не знаю, об этом я тоже никогда не задумывался. Но уверен, что многие видели его без маски во время автограф-сессии, которая состоялась незадолго до начала нашего концерта в Москве».
- Какие слова ты передашь нашим читателям в заключение этого интервью?
«Надеюсь, нам вскоре удастся ещё раз выступить в России. Но а этот раз уже с двумя или тремя концертами. Также надеюсь, что Rheingold» придётся вам по душе, и его прослушивание не станет для вас пустой тратой времени».
Алексей «KIDd» КУЗОВЛЕВ.2003год